Модель деятельности учреждения

Интересный опыт описан сотрудниками Нижегородского института образования. Суть его заключается в том, что все результаты мониторинга качества образования анализируются и распределяются по определенным кластерам.

В соответствии по этим параметрам выстраивается трехмерная модель образовательного учреждения (рис. 1).

Рис. 1

В 2016-2017 учебном году по результатам внутришкольного мониторинга  была выстроена модель деятельности МУДО «Детская школа искусств» г. Воркуты—модель «Перспективное учреждение» (рис.2)

 

 

Рис. 2 «Перспективное учреждение»

 

Т.А. Мельчакова, методист

Работаем в условиях инклюзивного образования...

О семье

                                                              О типологии семей

 Прежде чем планировать какие-то действия в своем процессе, необходимо познакомиться с семьей ребенка. Существует определенная типология семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида.

Благополучная семья, имеющая ребенка данных категорий детей – это семья, в которой соблюдаются все права ребенка, благополучие каждого его члена. Ребенок-инвалид в семье может быть не только фактором ее дезорганизации, но и, напротив, способствовать ее укреплению. Не-которые семьи, находясь в непростых условиях российского общества, обеспечивают необходимые для жизни и развития ребенка-инвалида условия, оставаясь при этом полноценной семьей.

Неблагополучная семья, имеющая ребенка с ограниченны-ми возможностями здоровья или ребенка-инвалида – это семья, в которой нарушаются права ребенка на уход, воспитание, развитие, грубо нарушаются права других членов семьи. Неблагополучная семья может иметь целый комплекс нарушений: дефекты воспитательных позиций родителей, дефекты социально значимых качеств родителей, дефекты социально значимых качеств детей, дефекты межличностных отношений и др.

 Семья социального риска, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида, занимает промежуточное положение между благополучной и неблагополучной семьей, ее нельзя с уверенностью отнести ни к одной, ни к другой категории. В этом и заключается сложность вы-явления проблемного поля такой семьи и выработки механизмов для оказания ей помощи. Социальный риск может пониматься как опасность попадания ребенка в трудную жизненную ситуацию, в положение, когда ребенок-инвалид не в состоянии самостоятельно решать жизненно важные проблемы, в том числе задачи развития.

                            Комплексная система оценки существования семьи

 

В настоящее время отсутствует научно обоснованная и экспериментально отработанная модель взаимодействия педагогов различных учреждений с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Нет четкого образца, последовательности, схемы действий, к которой можно было обратиться. Однако установлено, что для эффективного взаимодействия с семьей ребенка-инвалида необходимо создание комплексной системы оценки существования семьи, функциональных особенностей и потребностей. Такая оценка заключается в получении следующей информации:       

 1.     Психолого-педагогическое заключение на момент поступления ребенка в заведение

Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения общеобразовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении

2.        Актуальное состояние здоровья ребенка

Рекомендации врачей на момент поступления в учебное заведение

3.      Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу

Посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно, посещал ли занятия в других учебных заведениях дополнительного образования

4.        Сведения о семье

Полная или неполная, состав семьи: есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Кроме формальных сведений в беседе с родителями необходимо выяснить отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, какие ближайшие и долгосрочные цели есть у родителей относительно обучения их ребенка

5.          Сведения о дополнительном образовании в других учреждениях

Посещает ли ребенок еще какие-либо секции, кружки, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий

6.       Сведения о б актуальном психолого-педагогическом сопровождении

Занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, логопед, дефектолог и др.) на момент поступления в заведение; планируют ли родители в дальнейшем продолжать занятия с эти-ми специалистами, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы

 

 

А.В. Игнатова,

                                                                                                             педагог дополнительного образования                                                   

Музейно-педагогический процесс

Музей как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальное художественно-временное пространство, "погружает" учащегося в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты.

 

Модель социально-культурной деятельности современного музея, которая включает как традиционные инфомационно-интегративные и хранительные, так и утвердившиеся в процессе развития российских музеев образовательно-развивающие, преобразовательно-созидающие и развлекательно-познавательные функции. Так, важнейшая особенность развлекательно-познавательной функции музея – в создании первоначального импульса для поэтапного движения от спонтанного отдыха к более высокому познавательному уровню через пробуждение и развитие более сложных интересов и потребностей личности.

            Перед организатором музейно-педагогического процесса стоит задача формирования ценностного отношение к историко-культурному наследию путем организации процесса общения с предметным миром культуры, основанного на реализации эмоциональной сферы личности.

 

Организация музейной практики в Детской школе искусств

ДШИ, являясь организатором экскурсионных поездок учащихся в города России, богатые культурным наследием человечества, ставит цель повышения мотивации учащихся к изобразительной деятельности, через приобщение к мировой художественной культуре. Такое целепологание не является  конечным, достижение цели, предполагает движение дальше, к самоопределению учащегося в выборе будущей профессии.

Достижение заявленной цели реализуется через следующие задачи:

- дать знания в области теории и истории культуры;

- способствовать адекватному восприятию предметов искусства;

- сформировать эмоциональную культуру, художественный вкус;

- приобщить через творческие союзы к современному художественному процессу;

- развить способности к творчеству, т.е. научить практическому использованию полученных знаний и навыков.

- воспитать бережное отношение к художественным ценностям.

Т.А. Пирожкова и А.М.Лисафина,

 

педагоги дополнительного образования

Шумовой оркестр в подгруппе «Детской школы искусств»